вернуться на главную

КВАЗИСЛУЖЕБНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

       Автор статьи Э.П.Гаврилов – докт. юрид. наук, проф. кафедры гражданского права Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Москва, sirill@mail.ru), анализирует проблемы, касающиеся научных произведений, создаваемых преподавателями вузов в связи с их трудовыми обязанностями.
       Ключевые слова: служебные обязанности преподавателей вузов, Высшая школа экономики, научные публикации преподавателей, квазислужебные научные произведения.

       QUASIOFFICE SCIENTIFIC WORKS OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
       The author of article E.P.Gavrilov, doctor of law, the prof. civil law division of the Higher school of economics, National research university (Moscow, sirill@mail.ru), analyzes the problems of the scientific works created by teachers of higher education institutions in connection with their labor duties.
       Key words: official duties of teachers of higher education institutions, Higher school of economics, teacher, scientific publications of teachers, quasioffice scientific works.

Введение

       Хочу привлечь внимание читателей журнала, особенно тех, кто связан с преподавательской деятельностью и с работой высших учебных заведений, к статье А.Р.Ермаковой «Политика университета в области интеллектуальной собственности: опыт Высшей школы экономики», опубликованной в журнале «Патенты и лицензии. Интеллектуальные права» № 7/2014. Эта статья, по сути дела, содержит призыв ко всем высшим учебным заведениям страны изучить и, возможно, перенять опыт Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) по охране интеллектуальной собственности, разработать и принять свои собственные (локальные) нормативные акты по этим вопросам.
       Я присоединяюсь к этому призыву и хочу дополнительно осветить еще один аспект, относящийся к авторским произведениям, создаваемым преподавателями вузов1.
       1 Еще совсем недавно они именовались вузами, а теперь – организациями высшего образования, часто – университетами и академиями. Впрочем те, кому не повезло, по-прежнему именуются институтами. При этом надо различать научные институты и учебные институты, то есть учебные организации высшего образования.

Научные публикации преподавателей

       Лично у меня серьезный стаж преподавания в вузах, а также довольно большое число научных публикаций, но, тем не менее, не знаю, обязан ли преподаватель создавать и публиковать научные произведения. Если преподаватель вуза обязан постоянно создавать научные произведения и публиковать их, то тогда очевидно, что они являются служебными.
       В соответствии со ст. 1295 ГК РФ служебным является такое произведение науки, литературы или искусства, которое создано в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Это означает, что если преподавателю дается в рамках его трудовых обязанностей служебное задание, например, подготовить в течение года научное произведение определенного объема и сдать его для публикации в вузовский журнал или в иное издание, а он это служебное задание не выполнит, то к нему могут быть применены дисциплинарные санкции, предусмотренные трудовым законодательством: замечание, выговор или даже увольнение, поскольку этот преподаватель не выполняет свою трудовую функцию. Если же такое служебное произведение будет создано и опубликовано, то все исключительные права на него, включая и право на получение вознаграждения, будут принадлежать не автору, а работодателю.
       Но, повторюсь, я не знаю, входит ли в трудовую функцию преподавателя обязанность создавать научные произведения, а на практике я не сталкивался с конфликтными ситуациями в этой области. Основные обязанности преподавателей, как известно, заключаются в чтении лекций, проведении практических занятий со студентами, оказании им помощи в освоении курсов обучения. Конечно, при этом преподаватель должен следить за основными научными публикациями по преподаваемым им курсам. Кроме того, преподаватели обязаны готовить программы курсов, контрольные вопросы для зачетов и экзаменов, другую методическую литературу (учебно-методические комплексы – УМК), помогающие студентам осваивать учебный материал.
       Во многих случаях преподаватели создают учебники и учебные пособия. Являются ли учебники и учебные пособия служебными произведениями, или их написание выходит за рамки трудовых обязанностей преподавателей? Насколько мне известно, если такой учебник или учебное пособие выходит в свет в издательстве вуза, то материалы преподавателей этого вуза считаются служебными и не оплачиваются авторским вознаграждением. Но если учебник или учебное пособие издаются в другом издательстве, то такие произведения не считаются служебными и оплачиваются в обычном порядке.
       Уверен, что такая практика, мягко говоря, не совсем соответствует закону. Полагаю, что поскольку учет трудовой нагрузки преподавателя ведется в часах, учебники, учебные пособия и другие научные произведения, созданные по заданию работодателя, только тогда могут считаться служебными, когда они отражаются в часовой нагрузке преподавателя. Однако тему часовой нагрузки преподавателей мы изучать не будем, а перейдем к квазислужебным научным публикациям.

Квазислужебные (для преподавателя) научные публикации

       Приставка «квази» широко применяется в русском языке в значении «похожий на», «сходный», «якобы» . Квазислужебный, таким образом, означает: якобы служебный, хотя на самом деле служебным не являющийся.
       С такого рода научными публикациями мне пришлось сталкиваться довольно давно, хотя сам термин . «квазислужебное произведение» . придуман мною только в процессе подготовки настоящей публикации. Каждый раз при составлении очередного отчета о своей педагогической деятельности (в конце календарного или учебного года) я включал в отчет по просьбе администрации института сведения о своих различных научных публикациях (разумеется, если таковые были, по-английски это выражается изящно «if any» – «при наличии таковых» ). Более того, когда мне пришлось быть заведующим одной небольшой кафедрой, в отчет о ее работе я включал разные научные публикации, не только свои, но и других преподавателей кафедры. Я всегда был уверен (и верю в это и теперь), что сведения о таких научных публикациях включались и включаются в отчетность вузов для повышения их (вузов) престижа, участия в различных соревнованиях (рейтингах).
       Сведения о таких публикациях преподавателей вузов включаются в отчеты преподавателей (и, вероятно, в отчеты вузов) независимо от того, является ли преподаватель штатным сотрудником или совместителем. Поэтому, если преподаватель работает в трех вузах (довольно распространенное явление), то число его научных публикаций, указываемых в отчетах, увеличивается в три раза, что серьезно поднимает престиж вузовской науки. При этом совершенно очевидно, что для самих преподавателей указанные научные публикации не являются служебными, по крайней мере в том значении этого слова, которое придается ему в ст. 1295 ГК РФ «Служебное произведение».
       Конечно, научные публикации, сведения о которых включаются в отчеты преподавателей, должны относиться либо к дисциплинам, которые преподаются данным преподавателем, либо к тематике кафедры или вуза. Тем не менее, они, по сути, не являются служебными. Если таких публикаций за отчетный период у преподавателя не было, то его лишь мягко пожурят: «Что же Вы, уважаемый доцент, не публикуетесь? Нехорошо это. В следующем году постарайтесь что-нибудь написать, пожалуйста»2.
       2 Однако мне вспомнился случай: один преподаватель, не опубликовавший ни одной работы за несколько лет, не прошел аттестацию («был зааттестован») и уволен из института. Но такие случаи очень редки.

Служебные (для вуза) научные публикации

       Рассмотренные выше научные публикации, не являющиеся служебными произведениями для преподавателей (хотя и связанные со сферой их преподавательской деятельности, а потому именуемые нами квазислужебными), тем не менее для вузов являются необходимыми, обязательными, то есть, по сути дела, служебными: их наличие, число и объем приобретают правовое значение для вузов. Сведения о них включаются в различные вузовские отчеты, требования о наличии и числе таких публикаций – в различные стандарты и т.п. Однако правовое значение эти научные публикации имеют не в сфере гражданского, а в сфере административного права (права управления). А эту сферу в настоящей публикации мы рассматривать не будем.

Квазислужебные научные публикации преподавателей:подход НИУ ВШЭ

       В НИУ ВШЭ были разработаны и приняты различные локальные (местные) нормативные акты, касающиеся квазислужебных научных публикаций преподавателей. Эти акты постоянно совершенствуются. В настоящее время создание и публикация научных произведений преподавателями НИУ ВШЭ поощряется и стимулируется и морально, и материально. Материальное стимулирование таково:
       1. Учитываются научные публикации как штатных преподавателей, так и преподавателей, работающих в НИУ ВШЭ по совместительству.
       2. Учитываются лишь публикации, авторы которых указаны как преподаватели НИУ ВШЭ. В самих локальных правовых актах это названо «авторы, которые аффилированы с НИУ ВШЭ» . Практически это означает, что в публикации должно быть указано, что автор является профессором (доцентом/преподавателем), заведующим кафедрой в НИУ ВШЭ или хотя бы работником НИУ ВШЭ3. При указании в научной публикации двух или большего числа ее аффилиаций необходимо, чтобы первая или вторая аффилиация относилась к НИУ ВШЭ.
       3 Ст. 532 ГК РФ определяет «аффилированность» как «отношения связанности» .
       3. Учитываемые научные публикации разбиваются на отдельные виды, классифицируются. При классификации учитываются: объем публикации, научный характер, в каком издании опубликовано произведение, наличие соавторов.
       Объем публикации исчисляется в авторских листах. Как правило, публикации небольшого объема не учитываются. Однако публикации по некоторым отраслям науки (например, математика, физика) учитываются всегда, независимо от их объема.
       Научный характер публикации. Различаются самостоятельные научные исследования, комментарии, обзоры, рецензии и т.п.
       Издание, в котором помещена публикация. Различаются российские издания и зарубежные издания (на английском, немецком, испанском, французском языках), также различаются книжные и журнальные издания (публикации в газетах не учитываются). Журнальные публикации подразделяются на публикации в журналах, включенных в перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты докторских и кандидатских диссертаций, и на публикации в иных журналах.
       Наличие соавторов обычно учитывается, если соавторов свыше четырех.
       На основе всех перечисленных выше критериев каждой публикации присваиваются баллы (обычно от 1 до 12). Их сумма определяет число баллов, полученных преподавателем.
       4. Ежегодно в НИУ ВШЭ объявляется конкурс на получение академических надбавок, в котором могут принять участие все преподаватели. Заявка на участие в конкурсе включает сведения о научных публикациях конкурсанта за последние два года. К заявке прилагаются их экземпляры (в электронной или бумажной форме). Особое подразделение НИУ ВШЭ исчисляет баллы каждого конкурсанта.
       5. Предусмотрены академические надбавки четырех уровней. Получение академической надбавки означает, что преподавателю ежемесячно доплачивается определенная фиксированная сумма. Эта сумма довольно значительна (даже для Москвы). Надбавка первого уровня является базисной, самой маленькой. Каждый последующий уровень академической надбавки увеличивает выплачиваемые суммы. Надбавка первого уровня выплачивается ежемесячно в течение одного учебного года, надбавки второго и последующих уровней устанавливаются на два учебных года. Они также выплачиваются ежемесячно.
       6. В условиях конкурса указывается, что если заявка наберет определенное число баллов, то заявитель получит надбавку первого уровня. Если число баллов будет выше, то заявитель вправе претендовать на получение надбавки второго уровня. Условия конкурса указывают и критерии, при наличии которых заявитель может претендовать на получение надбавки третьего уровня.
       7. Поскольку, подавая заявку на конкурс академических надбавок за научные публикации, преподаватели НИУ ВШЭ знают условия конкурса, они заранее оценивают свои шансы и в заявке указывают тот уровень академической надбавки, на который претендуют.
       8. Все поступившие на конкурс заявки проходят тщательную проверку. Если указанные в заявке на академическую надбавку первого уровня научные публикации набирают необходимое число баллов, автоматически выносится решение об установлении надбавки первого уровня. Дальнейшего конкурса заявок уже не проводится.
       Более сложен вопрос с заявками на получение академических надбавок второго уровня. В этом случае проводится конкурс заявок, в ходе которого определяется, какой именно балл проходной. Заявки, набравшие меньшее число баллов, отклоняются. Однако, если такая отклоненная заявка отвечает требованиям, предъявляемым к заявкам первого уровня, то претенденту автоматически назначается надбавка первого уровня.
       Надбавки третьего и четвертого уровней присуждаются довольно редко, а потому механизм их присуждения рассматривать не будем.

Заключение

       Система стимулирования создания и публикации квазислужебных научных произведений преподавателями НИУ ВШЭ представляется привлекательной и полезной как для преподавателей, так и для самого университета. Она подталкивает преподавателей постоянно и активно публиковать свои научные произведения, причем с указанием своей должности в качестве преподавателя НИУ ВШЭ. Таким образом, такие публикации становятся якобы служебными произведениями. Но под нормы ст. 1295 ГК РФ они не подпадают, их авторы получают гонорары от редакций журналов и издательств, если они редакцией авторам выплачиваются. Кроме того, авторы в дальнейшем могут использовать эти публикации по своему усмотрению.
       Огромный массив научных публикаций, созданных преподавателями НИУ ВШЭ, если даже не по заданию университета, то, по крайней мере, в связи с деятельностью в его стенах, серьезно повышает и укрепляет рейтинг и престиж НИУ ВШЭ как в стране, так и на международной арене.
       В будущем можно предложить дополнить ст. 1295 ГК РФ нормами о таких квазислужебных произведениях науки, литературы и искусства. При этом аналогом таких норм могли бы служить некоторые положения ст. 1370 ГК РФ, относящиеся к служебным изобретениям, служебным полезным моделям и служебным промышленным образцам, или ст. 1430 ГК РФ, касающиеся служебных селекционных достижений.
       Уверен, что по крайней мере некоторые вузы страны захотят воспользоваться опытом НИУ ВШЭ по стимулированию научных публикаций своих преподавателей.

Список литературы

       1. Ермакова А.Р. Политика университета в области интеллектуальной собственности: опыт Высшей школы экономики//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2014. № 7.